корнев алексей

akornev


Будни российского предпринимателя.


Previous Entry Поделиться Next Entry
MBA ИБДА АНХиГС: первые впечатления
корнев алексей
akornev
Всем привет!

Аж в декабре прошлого года писал про то, что поступил на программу MBA в АНХиГС. Писать-то написал, да как понял, что продаю свой бизнес пекарен, так и перенес начало обучения до осени.

Кто не в курсе - осень как раз уже наступила. И вот буквально только что на сайте школы появился список с моей фамилией: значит, зачислили. На регулярной основе обучение начнется вот уже с 4 октября. Заведу отдельную рубрику и буду стараться писать больше историй из будней студентов российского MBA. Посмотрим, что из этого выйдет.

Ну а пока расскажу о своем опыте процесса поступления и вступительных испытаниях. Первых разочарованиях и первых приятных моментах.

Чтобы поступить на программу MBA в Российскую академию народного хозяйства и госслужбы, нужно предоставить рекомендательное письмо, желательно от партнера или коллеги (начальники и подчиненные не годятся), написать эссе на заданную тему, заполнить анкету и сдать вступительный экзамен.

Рекомендательное письмо мне написал мой бывший управляющий пекарнями - Илья Синченко. За что ему посылаю лучи благодарности и большое человеческое спасибо. В письме нужно раскрыть несколько тем: как давно вы друг друга знаете, какой совместный опыт у вас был и готов ли рекомендуемый к обучению на программе. В общем, ничего сложно.

Тем для эссе предлагается две: "почему я выбрал MBA" и "что я бы сделал, если бы был директором". Очевидно, что на вторую тему мне писать нечего. Я итак директор. :) Пришлось писать на первую. В эссе я растекся мыслью по древу, приводя примеры из своей предпринимательской практике и сравнивая их с программой обучения.

В анкете слушателя нужно дать четкие ответы на несколько вопросов. В общем-то, обычные вопросы. Один из пунктов - сколько человек в вашем подчинении. Так как на момент подачи этой анкеты я продал бизнес, то так и написал - "0". :)

Вступительный экзамен представляет из себя решение предложенного кейса. Его я сдавал буквально вчера. Экзамен длится 2 часа, кейс вы получаете по электронной почте. Решение отправляете также. При решении кейса правильных и не правильных ответов не бывает. При оценке смотрят в первую очередь на способность производить анализ и делать логичные выводы. Все кейсы - реальные. Мне попалась задача проанализировать бизнес "Уральской мыловаренной мануфактуры". Тема небольшого бизнеса в мелкой рознице мне крайне близка. И я бы мог написать в десять раз больше, но отведенные два часа позволили провести только поверхностный анализ.

Вообще, кейс мне очень понравился. Если во время обучения будут такие же реальные истории с такой же детализацией бизнеса - я буду счастлив. Нет ничего приятнее, чем посмотреть, что там у коллег-предпринимателей с рынком, маржей, рентабельностью и т.д. :) Чтоб вы смогли оценить мой восторг, привожу небольшой отрывок из кейса:

Компания выпускает мыло под маркой UralSoap. «Отпускная цена натурального мыла, сделанного из пальмового и оливкового масел,— 70–80 руб. за 100 г, мыла на глицериновой основе — около 65 руб.»,— поясняет Одегов. Стоимость сырья составляет около 50% стоимости продукции. «С каждой позиции мы получаем примерно одинаковую маржу 50%. Но мыла пока продаем больше всего»,— рассказывает Дмитрий. На оплату постоянных издержек (аренда помещения, налоги и зарплата сотрудников) уходит примерно 500 тыс. руб. в месяц.

В свое время Одеговы получили заказ стоимостью 3 млн руб.: косметическая компания, работающая по принципу сетевого маркетинга, заказала партию мыла под своей маркой. «Мы почувствовали перспективу и решили рискнуть. Расширили производственные площади, наняли дополнительный персонал. Чтобы работать с крупными клиентами, надо быть готовыми производить большие объемы»,— говорит Дмитрий. К тому времени он понял, что нужно искать серьезных покупателей на крупные партии.

Сегодня выручка от всех небольших магазинов, с которыми работает «Уральская мыловаренная мануфактура», составляет около 1 млн руб. в месяц в сезон (декабрь, февраль, март), а в летние месяцы не превышает 200 тыс. руб. Таких магазинов у компании сейчас около 200. «Успешные торговые точки выкупают продукции на 250 тыс. руб. в год, но их меньшинство. Объемы других не превышают 20–40 тыс. руб. в год»,— говорит Дмитрий. По его словам, чтобы бизнес был прибыльным, нужно работать с выручкой от 2 млн руб. в месяц.

Магазины, где присутствует продукция компании, распределены по стране более или менее равномерно, но этого нельзя сказать о спросе. Продажи в Южном и Сибирском федеральных округах гораздо выше, чем в остальных. Большая часть населения России, во всяком случае в регионах, не может покупать мыло за 200 руб. для каждодневного использования (владельцы магазинов с небольшой проходимостью добавляют к продукции маржу в среднем 200%). Такой продукт охотно берут в качестве подарка, поэтому бизнес сильно зависит от сезона. Падение спроса в межсезонье также способствует тому, что магазины клиентов часто закрываются.


Немного расстроил контингент поступающих. Мы между собой провели небольшой опрос: кто и что из себя представляет. Из 100 человек ответило совсем немного, не больше десятка. Но среди ответивших - я один предприниматель. В основном абитуриенты - менеджеры среднего звена, начальники отделов и т.д. Остается только надеяться, что остальные 90 молчунов - самые продвинутые. Поэтому и молчат. :)

Ну да ладно. Контингент контингентом, но я настроен на серьезную работу. В первую очередь для себя и своего бизнеса. А, как известно, кто хочет - тот услышит. :)

Следующий выпуск передачи "Будни MBA-шника" выйдет в районе 8 октября - по итогам первого модуля обучения. На сколько MBA может быть полезен практикующему предпринимателю? Попробую отследить.

PS: Сегодня выбрал себе контору для бухгалтерского аутсорсинга. Эксперимент начинается. Посмотрим, что из этого выйдет. Буду ли я доволен в итоге? Какие плюсы и минусы будут в сравнении с собственным бухгалтером в штате. А именно со "штатниками" я всегда работал до этого. Ответы в следующих постах.


  • 1
Супер!

Интересно будет почитать)))

А вы не пробовали на курсере учиться. Там есть очень интересные курсы от западных универов. Я летом там занималась на курсе "Преемственность и развитие семейного бизнеса". Кейсы были интересными, и вообще получила новый взгляд на бизнес + семья. (У меня не семейный, но все равно было интересно).

Так МВА в принципе для менеджеров и предназначена, а не для предпринимателей. Быть предпринимателем кмк невозможно научиться :))

Ну там между строк еще читается как бы и директоров нет :)

Дык, директора, по идее, должны были получать МВА ещё до того, как стали директорами :))

Кстати, предпринимательству активно учат :))) Весьма модный тренд. :))

Учат. Но толку-то, если способностей нет...

Рекомендую. http://www.dekanblog.ru/
Блог Декана МБА. Час ведет сеть бесплатных Вебинаров.

Никак понять не могу: "Мыло" убыточно почти на 700 штук в месяц, ну возьмем 6 месяцев, все алес капут, квартира и машина ушли. Ан нет все нормально, оч.часто читаю про такие бизнесы : "мы в минусах ну и ладно" за счет чего банкет хочется спросить и когда придется за него платить?
За счет каких ресурсов вы содержали пекарни как я понял тоже приносившие убыток?

"Мыло" не убыточно, если внимательно почитать. Убыточны регулярные поставки, но есть еще разовые крупные заказы и т.д.
По поводу пекарен. Хотя одна пекарня была операционно прибыльной, "сеть" за счет издержек на управление была убыточной. Убытки покрывались за счет других источников.
И опять же. Учитывайте, что математика малого бизнеса отличается от математики крупных компаний. В малом бизнесе только за счет зп директору (то есть самому себе) вы можете сильно изменить баланс. Обычно при оценке операционных результатов учитывается все, в том числе и зп самому себе, которая может быть весьма значительной, но по факту не выплачиваться. Отсюда "бумажный" убыток, который в реальности может быть "нулем". В итоге бизнес может быть убыточным, но работать долго и успешно. :)
Ну это я вам только один вариант нарисовал. Есть и другие.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account